Воспитание — это родительская иллюзия

Став родителями, мы берем на себя множество обязательств, из-за которых порой наше родительство превращается в непосильную ношу. Мы должны воспитать честных и порядочных людей, мы обязаны привить им семейные ценности, любовь к учебе, хорошие манеры. Родители хотят для своих детей большего и очень часто разочаровываются, если вдруг что-то идет не по их плану.

Почему же так происходит? Почему родители, руководствуясь благими намерениями, получают в итоге прямо противоположный результат? При этом многие родители прочитали не одну книгу по воспитанию, применяют популярные методики и принимают активное участие в жизни своих детей.

По мнению известного психолога Михаила Лабковского, секрет довольно прост и находится он в руках самих родителей. Просто мы не всегда принимаем тот факт, что все начинается с семьи. Читайте о том, что на самом деле родители могут дать своим детям.

Вы не можете никого воспитать — это иллюзия

Единственный способ привить детям какие-либо ценности — это личный пример. Ребенок смотрит, как живут взрослые, и формируется не потому, что ему что-то говорят, а потому, что его родители сами что-то делают. Например, отношения между отцом и матерью, традиции — обеды в выходные, совместное времяпровождение. У каждой семьи, видимо, свои ценности, но ребенок этому может научиться, только наблюдая за взрослыми. Вы, конечно, можете читать книги по воспитанию, но вы — такой, какой вы есть, и ребенок формируется под влиянием ваших действий, а не ваших слов. То, что вы говорите, не имеет никакого смысла.

О разногласиях

При ребенке никогда не выясняйте методы воспитания, договаривайтесь, когда он спит или его нет дома. Мама не должна перечеркивать наказания или установки, которые дает папа, потому что это вредит психике ребенка.

Появилась еще одна проблема: разногласия появляются не потому, что у родителей разные взгляды на жизнь, а потому что они так выражают свой конфликт, через ребенка. В каком-то смысле специально, чтобы доказать, кто в доме главный. К сожалению, как правило, это выражение того, что у родителей плохие отношения между собой, а не потому, что у них разногласия. У детей от этого «крыша едет», потому что им непонятно, кто главный — один запрещает, другой разрешает, и ребенок становится невротиком, начинает манипулировать — он идет по очереди к маме и папе и, играя на их разногласиях, пытается добиться своего.

О преподавании семейных ценностей

Попытки преподавать семейные ценности были. Лет 30 назад в СССР я сам вел предмет в школе, который назывался «Психология и этика семейной жизни». Первая глава была посвящена семье Карла Маркса как образцу семейной жизни. На самом деле, ценности должны быть и у родителей, и у государства, которое хочет от семьи что-то получить, добиться от нее определенных качеств. И когда и в семье, и в государстве будут конкретно сформулированы семейные ценности, тогда это будет сформировано и в ребенке. Этого не добиться, пока каждый воспитывает, как хочет: одна семья озабочена образованием, другая — зарабатыванием, третья хочет сделать девочку очаровательной, а мальчика — целеустремленным. Кстати, целеустремленность мальчиков — это бессмыслица, потому что можно очень целеустремленно помойку убирать во дворе, махать метлой. А можно быть очаровательным академиком с накрашенными ресницами.


О воспитании

Вы не можете никого воспитать, это иллюзия. Нельзя специально воспитать «целеустремленность» или «очаровательность». Что бы вы ни придумывали, как бы вы себя с ребенком ни вели, вы передаете ему только свою личность — как вы себя ведете, как разговариваете, зарабатываете деньги, что вы делаете дома, принимаете ли участие в жизни семьи. Например, вы рассказываете, что вы такой крутой, усталый, кормите семью, так что «отстаньте от меня, я вам деньги приношу». Или вы женщина-домохозяйка, интересы которой вращаются вокруг дешевой картошки на соседнем рынке. При этом вы хотите от своей девочки, чтобы она в университет поступила.

По-хорошему, ценности — это ценности родителей, те, по которым они живут. Главное, чтобы они жили по тем правилам, которые хотят передать детям, и тогда все получится. Например, если муж уважает жену, то мальчики вырастут в уважении к девочкам, а если родители рассказывают об уважении, и при этом орут друг на друга, то это пустое. Ребенок тоже будет орать.

О чтении

Читать надо те книжки, которые нравятся. Я читаю два журнала: «Авторевю» и «Караван историй». С книжками у меня проблема — я ищу позитивную литературу, мне нужно, чтобы счастливым был не только финал, но и начало, и середина книжки. Такого очень мало: пока в русскоязычной литературе я нашел блогера Славу Сэ, который живет в Латвии, и еще Наринэ Абгарян.

А вообще, тем родителям, которые пытаются приучить детей к чтению, хочу объяснить одну простую вещь — книги ничему не учат. Сталин мог прочитать в день до 600 страниц, у него были любимые писатели, и сам он писал довольно качественные стихи. И в то же самое время он был тираном, в Украине устроил голодомор, в частности. И рассказывать про то, что книги делают человека глубже, человечнее, гуманнее – это полная нелепица, они этого не делают.

Книги надо хотеть читать, так же, как ходить в кино или на прогулки. Но они не делают человека ни умнее, ни глупее. Если интересно — читайте, но не надо детей заставлять, они и так в гаджетах по уши, лучше пойти погулять на улице.

Автор: Михаил Лабковский

Источник

Поддержите нас! Нажмите:


Самое читаемое:

Загрузка...

14 просмотров