14

Развивающая среда. 14 идей для создания творческой лаборатории в детской

Рождаясь, кроха попадает в определенную атмосферу своего дома. Как создать вокруг ребенка особое пространство — развивающую среду, способствующую раскрытию талантов?

Юлия Каспарова
педагог, Харьков

Развивающая среда – штука весьма полезная! Потратив совсем немного времени на ее организацию, мы будем потом получать «дивиденды» на протяжении многих лет. Говоря словами известного специалиста по раннему развитию Глена Домана, наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем. Поэтому, чем грамотнее мы организуем развивающую среду, тем активнее ребенок будет впитывать в себя знания и навыки.

Чтобы создать вокруг ребенка развивающую творческую среду, важно выделить для себя несколько основных принципов ее организации. Они просты:

  • Развивающая среда не может быть статичной, она должна постоянно меняться, подстраиваясь под ребенка, ведь и кроха с каждым днем становится все более сообразительным.
  • Все «развивалки» должны легко создаваться и так же легко меняться на другие, чтобы подстраивать среду под ребенка можно было просто и быстро.
  • Важно, чтобы все игрушки, игры, материалы для творчества хранились таким образом, чтобы кроха, когда захочет, сам мог их достать.
  • Стены детской, пожалуй, самое главное развивающее место в комнате. Конечно, если вы творчески подойдете к их использованию. Математик Софья Ковалевская в 11 лет изучила дифференциальное исчисление по конспектам лекций, которыми вместо обоев были оклеены стены ее комнаты.

Основываясь на этих принципах, мы предлагаем вам 14 идей создания развивающей среды в детской комнате. Чтобы преобразовать пространство, вам понадобится минимум времени, а пользы будет очень много!

1. «Картинные галереи». Это идеально подойдет для самых маленьких ребятишек, поможет им познакомиться с самыми разными предметами, вещами, понятиями. Будет удобно, если вы повесите на стену в нижней ее части, на уровне ребенка, большую пробковую (или магнитную) доску. К ней кнопками или магнитиками можно прикреплять любые картинки. Например, животных. Рассматривайте с малышом настенный «зоопарк» и называйте зверушек. Хотите познакомить кроху с искусством? Прекрасно, украшаем доску репродукциями картин. Где брать картинки? В старых книгах, журналах, распечатывать из Интернета. Или используйте покупные наборы картинок для детей – их сейчас выпускается великое множество.

2. Развивающие плакаты. Овощи и фрукты, цвета, геометрические фигуры, времена года, часы и время, английские слова, устройство человеческого организма – тем для изучения множество. Как это работает? Пробегая мимо стены с развивающим плакатом про африканских животных, читаем мимоходом их названия. А спустя какое-то время, любознательный малыш уже легко отличает в зоопарке антилопу гну от антилопы импала.

3. Обучаем читать с пеленок. Решили учить малыша читать? Тогда вешайте на стену азбуку или таблицы Зайцева. Или магнитные буковки. Учить буквы или склады ребенок будет в процессе игры. Просто называем буквы, выкладываем из них слоги и короткие слова. И постепенно, не прикладывая никаких усилий, выучиваем весь алфавит!

4. Географическая карта для детей. Давайте повесим ее над кроватью малыша. Каждый раз, укладывая кроху спать, будем находить и показывать на географической карте для детей какой-нибудь материк, остров, океан или море. Через несколько месяцев маленький географ без труда покажет вам и Мадагаскар, и Средиземное море.

5. Доска для рисования мелом или маркером. Или даже просто большой лист бумаги, где кроха сможет порисовать или сделать коллаж из наклеек… Обязательно устраивайте выставку детских работ, обновляйте ее регулярно. Пусть туда войдет не только то, что нравится вам, но и то, что нравится ребенку. Это наполняет детское сердце гордостью и стимулирует творчество.

6. Полки в детском шкафчике. Для того чтобы детской стала развивающей творческой средой, важно, чтобы у каждой игрушки, игры или материала для творчества было свое место. Малыш должен знать, где и что взять и, конечно, куда потом положить вещи после окончания игры или занятия. Итак, что же можно использовать для хранения игрушек? На полках можно хранить игрушки в коробках, настольные игры, книги, конструкторы и многое другое.

7. Пластиковые или текстильные контейнеры для хранения игрушек. Это настоящая находка для хранения игрушек. Картонные коробки от частого использования быстро рвутся, детальки конструкторов высыпаются и теряются. Лучше сразу подобрать для новой игры пластиковый контейнер с крышкой подходящего размера, пересыпать в него содержимое, а на крышку наклеить вырезку с оригинальной коробки. Эти коробки можно подписать, чтобы взрослому было легче в них ориентироваться. А для малыша на каждую коробку можно наклеить рисунок-подсказку.

8. Органайзеры с карманами. Они идеально подходят для хранения мелких игрушек. Органайзеры можно вешать на стену, на спинку детской кровати и даже крепить к потолку: так у каждого маленького зайчика или пупсика будет свой персональный карман.

9. Креативный потолок. Почему бы нам и его не использовать с выгодой? Приклейте на потолок в детской светящиеся наклейки с планетами, выложите Большую Медведицу из светящихся точек. Малышу будет уютно мечтать и засыпать под свет своих персональных звезд. Да и очертания Сатурна он запомнит с раннего детства.

10. Современные системы хранения игрушек и вещей. Они представляют собой открытые стеллажи с квадратными ячейками, расположенными в разном порядке. Ячейки можно использовать просто как открытые полки. Или же поставить внутрь каждой корзинку или контейнер для вещей. Такие стеллажи удобны своей компактностью: они располагаются вдоль стены и практически не занимают полезное пространство комнаты. При этом они очень вместительны и позволяют грамотно рассортировать детские вещи и игрушки.

11. Книжные полки. Если мы хотим вырастить будущего читателя, книги должны окружать малыша с рождения. И не валяться кучкой в углу комнаты, а именно стоять на полках: дотянулся, взял, посмотрел, «почитал» и с маминой помощью (а позже и самостоятельно) поставил на место. Будем воспитывать у крохи уважительное отношение к книге с самого раннего возраста! Книжные полки могут быть как встроенными в шкаф, так и отдельно висящими на стене. Последние удобны не только для книг. Хорошо бы выделить одну такую полочку для детских работ: устраивайте на ней выставки поделок из пластилина, природного материала, рисунков, аппликаций и т.п. и время от времени меняйте экспозицию.

12. Личное пространство. Пусть  у малыша будет особое местечко, где он сможет уединиться, спрятаться в моменты плохого настроения. Если место позволяет, поставьте в комнате детский домик или палатку. Если места для домика нет, придумайте какую-нибудь ширмочку, которой можно, в случае надобности, отгородить небольшой уголок комнаты. Раздвинул ширму – вот тебе и домик, убрал – и комната опять ничем не перегорожена…

13. Стол для занятий. В детской комнате просто необходимо выделить место для рисования, лепки, аппликации – это не только самовыражение или создание художественного шедевра. Это еще и способ познания окружающего мира. Также понадобится удобный стол для занятий ребенка. Здесь же чуть позже кроха будет выполнять свои первые упражнения в книжках и тетрадках для подготовки к школе, собирать паззлы и выкладывать узоры из мозаики. Рядом удобно расположить шкафчик, стеллаж или полки, где будут лежать материалы для творчества (карандаши, мелки, краски, пластилин, масса для моделирования, природный материал и т.п.), книжки-раскраски, альбомы, наклейки. Пригодятся и всевозможные органайзеры для хранения канцтоваров. (Прячьте от малыша только опасные вещи – например, ножницы.) Хорошо, если малыш имеет возможность выбирать, каким видом деятельности он хочет заниматься в данный момент.

14. Детская доска. Как правило, детские доски двусторонние: с одной стороны можно писать мелом, а с другой – специальными маркерами. На детской доске можно рисовать, пробовать писать буквы, а позже и играть с куклами «в школу». Для юного художника будет не лишним и детский мольберт. Во-первых, рисовать красками и мелками на детском мольберте  удобнее. Во-вторых, кроха будет чувствовать себя заправским художником, что, без сомнения, вдохновляет.

ВАЖНО! 

Не забывайте, что малыш вырастет творческой личностью, если вы будете вести его на пути к креативу и экспериментам ненавязчиво, мягко подсказывая и направляя, но при этом минимально вмешиваясь. Пусть ребенок сам решает, чему он сегодня будет учиться, какие законы открывать и какие создавать шедевры. А мы будем тихонько наблюдать и, конечно, с готовностью придем на помощь, если она потребуется нашему юному выдумщику.

А, может, у меня совсем не творческий ребенок?..

Способности к чему-либо есть у всех детей без исключения, важно лишь вовремя их разглядеть и дать им шанс проявиться.  Пока ребенок не имеет возможности заниматься определенным видом деятельности, невозможно сказать, есть ли у него «талант».  Нельзя сказать, что у малыша нет склонности к рисованию, если ему не дали бумагу и карандаши, или что у него не получается конструировать, если у него нет конструктора.

Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

815 просмотров