Развитие двигательных навыков у детей до года

Часто приходится слышать от молодых родителей вопросы, начинающиеся с «когда уже?..» (когда уже он сядет, встанет, пойдет, и т.д.).

Ответ на эти вопросы зависит от многих факторов, но более всего от степени зрелости нервной системы малыша.

Для того, чтобы совершать направленные движения, телу нужна согласованная работа костей и мышц, которую координируют структуры головного мозга. И костная, и мышечная системы ребенка в первые месяцы и даже годы жизни имеют свои особенности. К примеру, кисти рук полностью формируются только к 7 годам, а центральная нервная система у новорожденного еще незрелая, так что согласованные направленные движения попросту невозможны.

Недавно растрогала вопросом юная мама новорожденного малыша: «Ну что же он лежит все время? Когда уже сам двигаться начнет?»

Вообще, новорожденный ребенок умеет не так уж мало. Он чихает, моргает, зевает, плачет, кашляет, ищет грудь, сосет, умеет исправно «наполнять» подгузник. Маденец хорошо ощущает  прикосновения, способен различать вкус и выплевывать непонравившуюся еду, а  криком сообщать о своих потребностях.

При перемене положения тела он раскидывает ручки, при прикосновении к стопам – пытается ползти, но двигаться осознанно и самостоятельно новорожденный, действительно, еще не способен. Даже для того, чтобы увидеть склонившегося над ним человека, малышу нужно согласованное движение глазных яблок и напряжение аккомодирующих мышц, а это дается ребенку трудно и не сразу. Малыш способен фиксировать взгляд в течение нескольких секунд лишь на 3 неделе жизни.


За координацию движений в человеческом организме отвечает мозжечок. У новорожденного он тонкий, слаборазвитый. С первых дней жизни идет активное созревание мозжечка, и к 3-4 месяцам исчезает гипертонус мышц, свойственный новорожденному. Усиленный рост мозжечка происходит на протяжении всего первого года жизни. Благодаря этому постепенно становятся возможными плавные и координированные движения ребенка.

Еще менее зрелым к моменту рождения является головной мозг. В нем полностью сформированы только 25% нейронов. Большинство нервных клеток практически не имеют коротких ветвящихся отростков – дендритов, за счет которых осуществляется связь клеток между собой. К 6 месяцам дендриты появляются уже у 66%, а к году – у 90-95% нейронов. За счет роста и разветвления отростков нервных клеток происходит увеличение коры головного мозга. В проекционных областях коры рост, в основном, завершается к 3, в ассоциативных – к 7 годам жизни.