09

Отношение к школьным оценкам и пихологическая безопасность в школе

Так все-таки, школьные оценки — это важно или не важно? Правда ли, что троечники лучше устраиваются в жизни?

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно определиться с критерием «устроенности». Если брать за критерий материальную обеспеченность, то школьные оценки не имеют с этим фактором прямой корреляции. Иными словами, среди людей, чей уровень дохода выше среднего, есть и те, кто был в школе отличником, и те, кто вообще не смог учиться в школе. Интернет пестрит примерами знаменитостей, которые оставались на второй год или были исключены из школы.

Если брать за критерий субъективный уровень удовлетворенности своей жизнью, то здесь тоже нет прямой корреляции со школьными оценками, и, кстати, с количеством денег и поклонников — тоже нет. Богатые тоже плачут, а знаменитые люди могут чувствовать себя одинокими. Да, это было бы очень удобно — иметь возможность просчитать будущее счастье ребенка, найти для него математическое выражение с несколькими параметрами и следить, чтобы ребенок в процессе своего взросления не выбивался из границ этих параметров. Это существенно снижает родительскую тревогу. Это дает иллюзию контроля будущей жизни.

«Вот я сейчас вытяну ребенка на нужное значение параметров А, В, С и это будет гарантом его счастья в будущем». Порой я встречаю родителей, которые искренне считают, что нашли это выражение. Учеба в школе служит в нем одним из параметров. Границы параметра определены как «4-5» или еще строже: «5». Хорошо, если ребенок в этот параметр вписывается. Если само «счастье» он с родителями понимает одинаково. Тогда ценностного конфликта с родителями не возникнет. А если нет? Тогда начинается непростая для обеих сторон борьба. Почему родителям бывает так тяжело принять, что ребенок не стремится получать хорошие оценки? Потому что в этом случае нарастает родительская тревога относительно будущего ребенка. Но оценка не является маркером будущего счастья. Она даже адекватным маркером способностей не всегда выступает. Оценка – это то, насколько ребенок усвоил изучаемый в школе материал. И только. Не надо навешивать на нее дополнительных критериев.

Оценка не является показателем способности. Может быть так, что способности есть, но нет желания. Или способности ребенка не вписываются в рамки школьных предметов.

Оценка не является гарантом успехов в будущем. Социальный интеллект или эмоциональный в школе не оцениваются, но могут помочь человеку сделать карьеру.

Оценка не является показателем того, насколько ребенок продвинулся в своем развитии. При выставлении оценки результат ребенка сравнивается с некой стандартной нормой, а не с предыдущими достижениями ребенка. Может быть так, что личные достижения есть, но вот оценка осталась та же самая.

Оценка не является показателем того, насколько ребенок ответственен. Ребенок может быть чрезвычайно ответственен в другой сфере, где у него есть непосредственный интерес. Могу привести пример из взрослой жизни, когда чрезвычайно ответственный менеджер среднего звена забывает купить домой пакет молока и выслушивает от супруги упреки в безответственности. Да, он забыл про молоко, потому что напряженно и ответственно думал о запуске нового проекта.

Плохие оценки в учебе — это не «ужас-ужас, ребенок туп, ленив, безответственный, никогда не сможет устроиться на работу» (ну, разве что дворником). Плохие оценки — это почему-то ребенок не может или не хочет делать то, что требуют в школе. И всё. Не надо вешать никаких ярлыков. Не надо выводить оценку личности на основе оценок в дневнике.

Отрывки из книги психолога Анны Быковой «Психологическая безопасность ребенка в школе»
Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

41 просмотр