125172942[1]

О чем говорить с ребенком при смене подгузника. 6 советов

Каждодневные обязанности вроде смены памперса, купания и кормления малыша часто воспринимаются как дела, которые нужно закончить поскорее, чтобы заняться чем-нибудь еще. Но ведь из них, вместе с периодами игры и сна, и складывается жизнь ребенка. Так зачем же спешить? И что мы сообщаем малышу тем, что торопимся поскорее покончить с ежедневными заботами по уходу за ним, выполняем их механически?

Уход за ребенком — это возможность выстраивать с ним отношения. Если мы верим в то, что это важно, мы общаемся с ребенком по-другому. Мы перестаем спешить. Уделяем ему все свое внимание. Просим его разделить с нами заботы по уходу за ним, сотрудничаем с малышом. Уход и забота — это то, что мы делаем вместе с ребенком, а не для него.

Что вы ежедневно делаете по утрам? Выпрыгиваете из постели по звонку будильника, включаете кофеварку, идете в душ, одеваетесь, причесываетесь, наскоро выпиваете чашку кофе и выскакиваете за дверь? Или трижды переводите будильник на пять минут вперед, прежде чем встать, выбираете, что наденете, до похода в душ, не торопясь завтракаете, просматривая газету, а потом отправляетесь в новый день?

К чему бы вы ни привыкли, вероятнее всего, начало дня проходит всегда примерно одинаково. Если что-то (пусть даже какая-то мелочь) пошло не так, вы можете чувствовать себя выбитым из колеи, и все пойдет кувырком. Если сразу несколько привычных вещей идет не так, как обычно, у вас может возникнуть вопрос: что происходит? Большинство из нас предпочитает постоянство, повторяемость, регулярность в том, что касается ежедневных дел.

Ребенку нужно то же самое.

Важнейшая сторона любого вида деятельности по уходу за ребенком — это предсказуемость, следование режиму. Так ребенок сможет чувствовать себя в безопасности, потому что он учится предвидеть, что сейчас с ним произойдет, и может принимать в этом посильное участие.

Не важно, что именно вы делаете. Вот несколько основных правил, связанных с действиями по уходу за ребенком.

Подготовьте все, что вам понадобится для ребенка, заранее. Когда вы кладете малыша на пеленальный столик, купаете или кормите его, вы должны быть полностью заняты им. Достаньте все, что вам понадобится для купания, и наполните ванночку перед тем, как принести малыша в ванную комнату. Проверьте, достали ли вы памперсы, влажные салфетки, ползунки, и только после этого отправляйтесь вместе с малышом к пеленальному столику.

Сбавьте скорость. Помогите малышу сосредоточиться на задаче, которая сейчас стоит перед ним. Для этого сделайте паузу, чтобы он мог подготовиться к тому, что произойдет дальше. Дайте ему время установить зрительный контакт с вами, следовать за вашими действиями, «высказаться» и еще как-нибудь ответить вам (а вы потом ответьте ему).

Медленные движения рождают ощущение спокойствия. Смена подгузника обычно происходит в суматохе и не дает ребенку возможности следовать за каждым вашим шагом. Если вы сбавите темп, малыш сможет понаблюдать за вами и постепенно выучит каждый из этапов привычного занятия. Когда повторяющееся дело становится хорошо знакомым, ребенок уже заранее знает, что произойдет дальше, и это дает ему возможность помогать вам в меру сил.

Может быть, сейчас это сложно представить, но однажды малыш начнет принимать душ и одеваться самостоятельно. Если вы будете делать все медленнее, чтобы он с самого начала мог участвовать в уходе за собой, постепенно ребенок все больше и больше будет заботиться о себе сам, уверенно и умело.

Рассказывайте. Конечно, не обязательно подробно комментировать все действия, которые вы ежедневно совершаете (и я даже не могу сказать, что желательно делать так всегда). Если вы постоянно болтаете (а взрослые это умеют), малыш может предпочесть отключиться. Просто говорите ребенку, что именно вот-вот произойдет: «Я знаю, что ты голоден. Я собираюсь сходить на кухню за бутылочкой молочка»; «Пора помыть тебе голову. Сначала я ее намочу. Пожалуйста, наклони головку назад». Если вы все время будете рассказывать, что в данный момент делаете, малышу будет спокойнее: он будет знать, что ему скажут, что будет дальше, и никаких сюрпризов не случится.

Разговор с ребенком существенно способствует развитию у малыша доверия к окружающим. Он также поможет вам оставаться настроенным на ребенка, а не думать о том, что нужно кому-то позвонить или доделать работу ночью. Иногда бывает сложно оставаться сосредоточенным и включенным в общение с тем, кто не может ответить вам словами, — комментирование ваших действий поможет вам оставаться настроенным на ребенка.

Это имеет смысл еще и потому, что дети учатся говорить в том числе и тогда, когда с ними разговаривают. Разговаривая, смотрите ему в глаза и реагируйте на его жесты и звуки. Хотя младенец еще не может произносить узнаваемые слова, он многое выражает при помощи взгляда, выражения лица, жестов. Если ребенок показывает на что-то пальцем, скажите и об этом. Наблюдая за малышом, разговаривая с ним, отвечая на его жесты и попытки говорить, вы закладываете основу уважительного, ценного для вас двоих общения на всю жизнь.

Дайте ребенку «время на обдумывание». Когда вы меняете памперс, купаете или кормите ребенка, давайте ему «время на обдумывание», чтобы, прежде чем переходить к следующему действию, он мог осознать, что вы ему говорите и что происходит. Не стоит без предупреждения хватать малыша в охапку: поздоровайтесь с ним, расскажите ему, что намереваетесь делать, и подождите — дайте ему время понять, что вы сказали, и подготовиться.

«Алекс, вижу, ты играешь с чашкой, но мне бы хотелось взять тебя на руки, чтобы мы с тобой могли сменить памперс». Подождите, пока он осознает, что вы сказали, и даст вам знать, что готов.

Возможно, он послушает вас и снова займется чашкой. Тогда вы можете сказать: «Алекс, кажется, ты еще не готов. Мы можем подождать минутку». Затем… минуту подождите.

Если время прошло, а он все еще не готов, скажите: «Алекс, я вижу, ты все еще наслаждаешься игрой с чашкой, но сейчас пора сменить памперс». Подождите еще чуть-чуть, чтобы малыш вас понял, и скажите ему, что собираетесь взять его на руки.

Двигайтесь медленно. Он может протестовать и тянуться за чашкой. Если это так, можно сказать: «Ты тянешься за чашкой. Я знаю, тебе хочется играть и дальше, но сейчас пора снимать памперс. Ты сможешь вернуться к игре после того, как мы закончим».

Обеспечьте предсказуемость и размеренность. Вашему малышу вовсе не будет скучно от одних и тех же простых ежедневно повторяющихся дел: на самом деле он их обожает. Со временем он станет понимать все больше, ожидать следующее регулярное дело заранее и вместе с вами заботиться о себе. Приложите все усилия для того, чтобы смена подгузников, купание и кормление происходили ежедневно в одно и то же время.

Предоставьте ему все свое внимание. Отключите телефон и попросите близких не отвлекать вас, когда вы собираетесь менять малышу памперс, купать его или кормить. Любыми средствами стремитесь предупредить возможные вмешательства и не обращайте на них внимания. Пусть те, кто хочет дозвониться до вас, оставят голосовое сообщение. Относитесь ко времени ухода за ребенком как к особенным моментам, которые вам нужно проводить наедине друг с другом.

Уделяя все свое внимание ребенку, этим вы говорите ему: «Я забочусь о тебе. Это время — только для тебя». Конечно, иногда все же случается, что кто-то вас прерывает, например старший ребенок может о чем-нибудь попросить. Постарайтесь, чтобы этот сбой был как можно короче, извинитесь перед малышом за то, что вы отвлеклись, — как если бы перед вами был взрослый человек.
Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

1812 просмотров