10

Нарушение речи у детей: что должно насторожить

Не обязательно, что эти признаки говорят о проблемах с речью. Но если вдруг вы обнаружили один или несколько, постарайтесь проконсультироваться со специалистами.

Да, все дети разные, и кто-то может молчать до трех, а потом – чисто заговорить. Но при этом у другого ребёнка такое же молчание может оказаться симптомом проблемы. Так что предупрежден – значит, вооружен.

Как с самого начала понять – нет ли отклонений в развитии речи у вашего сына или дочери, на что обратить внимание?

 

О проблемах можно задуматься в случаях, когда:

  • Ребёнок в месяц не может выразить криком недовольство, когда голоден или испытывает какой-то дискомфорт;
  • В 4 месяца – не улыбается, когда с ним разговаривают, играют;
  • В 9 месяцев – не произносить простые слова с одинаковыми слогами: «мама», «папа», «баба» и т.д., а также не понимает простые требования, к примеру: «дай!»;
  • В год не произносит ни слова осмысленно (когда определенный набор звуков означает тот или иной предмет), не воспринимает музыку, не реагирует на просьбы взрослых: «дай куклу», «держи ложку» и т.д.;
  • В год и 7 месяцев не может показывать те или иные части тела, которые называют родители, не употребляет осознанные слова;
  • В 2 года и 5 месяцев не повторяет за родителями детские стихи, которые уже ему знакомы, не понимает значение простых слов «маленький–большой», «холодный–горячий» и других, относящихся к сравнительным характеристикам.

Если у ребенка по мере взросления возникают какие-то из этих проблем, то обратитесь к специалистам: отоларингологу, невропатологу, психиатру, дефектологу и логопеду. Они определят причину и степень отклонения от нормы и дадут полезные рекомендации.

 Говоря в целом о расстройствах, которые влияют на отставание в развитие речи детей, можно отметить следующие:

  • Логоневроз. Заикание – повторение согласных, слогов, растягивание звуков. Малыш начинает заикаться больше, когда волнуется, особенно в присутствии посторонних людей.
  • Дислалия. Косноязычие – искажение, пропускание звуков или замена одних на другие. У таких детей чаще всего все хорошо со слухом, со словарным запасом и построением фраз. Однако, если после четырех лет малыш говорит «лучка» или «капандашик», а не «ручка» и «карандашик», его нужно обязательно показать логопеду.
  • Алалия. Чаще она проявляется у детей с 3 до 5 лет. У такого ребёнка все в порядке со слухом, с умственным развитием и речевым аппаратом, однако при произношении слов и предложений возникают проблемы (частично или полностью отсутствует речь). Она бывает моторной (малыш слышит и понимает, что ему говорят, но не может ответить) и сенсорной (слышит, но не понимает, что ему говорят и в соответствии с этим не может сказать). Как отмечают специалисты, проблема видится в поражении речевых областей в левом полушарии мозга, либо в их не достаточном развитии.
  • Дизартрия – проблемы с произношением возникают из-за нарушений двигательной сферы. В результате ребенку не просто контролировать речевой аппарат.
  • Ринолалия – из-за дефектов речевых органов возникает искажение звуков, самого тембра голоса.
  • Явные задержки речевого развития. Ребенок начинает говорить позже своих сверстников. Причина может быть в проблемах с физическим, психическим, умственным развитием, а также связана с социальными факторами и другими аспектами.

Очень важно для родителей с самого рождения малыша заботиться о том, чтобы его речевое развитие протекало благоприятным образом. Ограждать от разного рода заболеваний, беречь нервную систему ребенка. Не сюсюкать с ним, много разговаривать, произносить слова четко и правильно, следить, чтобы дома и там, где он бывает звучала грамотная речь. А также выбирать достойные дошкольные и учебные заведения. Все это будет способствовать своевременной и правиль

Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

3201 просмотр