06

КОГДА ПОРА УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ И ОБЗОР МЕТОДИК

ОДНИ РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С БУКВАМИ УЖЕ С ПЕЛЕНОК. ДРУГИЕ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. КОГДА ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СТОИТ ПРИСТУПАТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И КАКИЕ ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ — МЫ ВЫЯСНИЛИ У СПЕЦИАЛИСТОВ.

Консультанты: Татьяна Куприянова , учитель-логопед; Оксана Оганезова , методист Центра раннего развития «Бэби-Клуб»; Ирина Горбатько , Екатерина Тупицына , педагоги Монтессори-центра «Счастливый ребенок»

ЗАЧЕМ И КОГДА УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика – умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии – нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ

  • Рассказывайте сказки ребенку и вместе с ним: делайте паузы, чтобы кроха мог вставить знакомое слово сам.
  • Рассказывайте малышу о том, что он видит вокруг: составляйте простые предложения, позже рассказы. Предлагайте рассказывать другим о том, что он видел, что с ним происходило.
  • Лепите, играйте в пальчиковые игры, мозаику, нанизывайте бусы, играйте с крупой и водой. Развитие мелкой моторики поможет ребенку быстрее освоить письмо.
  • Обращайте внимание детей на буквы везде: на улице, в любимой книге, на экране телевизора, в их именах и именах близких.
  • Развивайте воображение: обсуждайте, на что (или на кого) похожа та или иная буква, и рисуйте букву-образ: буква Б похожа на кенгуру с сумкой для детеныша, Ж – на снежинку, С – на ухо слона.
  • Играйте в игры с буквами и слогами. Например, в магазине взрослый называет первый слог в слове (МА), а малыш должен найти продукт, в котором этот слог стоит первым (Макароны). Если ребенок любит рассматривать свои фотографии, предложите к каждой придумать название из одного слова (пляж, парк, футбол и т. д.). Напишите слова на карточках и предложите ребенку разложить их под соответствующими снимками.

ЗВУКОВОЙ МЕТОД

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз – «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка – большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

ЗВУКОВОЙ МЕТОД ШАГ ЗА ШАГОМ:

1) Знакомство со звуками и буквами: ребенок учится выделять различные звуки в словах, узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть свое обозначение – буква.

2) Слияние звуков в слоги: ребенок складывает «м» и «а» в МА и т. д. Сначала идут слоги из двух звуков, затем из трех-четырех, в них появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных.

3) Составление слов из слогов: ребенок складывает сначала короткие слова, а затем все более сложные, постепенно переходит к чтению предложений и текстов.

Преимущества метода: обилие пособий, родителям не нужно специальной подготовки, чтобы проводить занятия. Начинать целенаправленное обучение по этому методу лучше не раньше 4−5 лет, ведь ребенок должен понимать разницу между глухим и звонким, мягким и твердым звуками и т. д. Минусы звукового метода: научившись читать по слогам, ребенок довольно долго будет читать медленно, с ошибками. Воспринимая слово по частям, дети часто не понимают смысл прочитанного (поэтому обязательно нужно просить ребенка сказать слово целиком). Чем младше ребенок, тем больше времени уйдет на то, чтобы начать читать чисто.

Комментирует учитель-логопед Татьяна Куприянова: «Для обучения детей в раннем возраcте лучше выбрать логопедический букварь (авторов Жуковой, Новоторцевой). В них буквы изучаются в последовательности, которая зависит от простоты произнесения соответствующих звуков: сначала ребенок знакомится с обозначением тех звуков, которые он точно может произнести (простыми гласными: а, о, у и т.д.), а потом с более сложными. В школьных букварях порядок изучения букв зависит от частоты их употребления в русском языке, и для дошкольника он может представлять сложность».

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ

Метод, в корне противоположный звуковому, известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему физической реабилитации, а также общего развития интеллекта, обучения счету и чтению для детей с отклонениями, которую потом стали применять и к обычным детям.

Малышу предлагается запомнить сразу целые слова, которые пишут на отдельной карточке крупными красными буквами. По мнению Домана, увидев слово несколько раз и услышав, как оно произносится, ребенок его запоминает, а узнав достаточное количество новых слов, начинает читать. Родители делают карточки и показывают их ребенку несколько раз в день, причем начинать такие занятия можно уже с первого года жизни. Но малыши мало интересуется однообразными карточками, а родители устают постоянно делать все новые. Или ребенок не воспринимает слова, если они написаны не на карточке, а просто на листе бумаги карандашом или напечатаны в книге.

К тому же методика была разработана для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносятся так, как пишутся, и, зная буквы и звуки (или склады), можно прочесть любое новое слово, не заучивая, как оно выглядит. Кроме того, в русском языке слова изменяются, и запоминать, например, простой глагол «есть» во всех его формах будет очень трудоемко: я ем, ты ешь, он ест и т.д. Поэтому такой материал специалисты рекомендуют использовать как дополнение к другим занятиям по развитию речи и чтению.

Учитель-логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с отклонениями в развитии речи: им сложно осознать связь между звуком и буквой и для них запоминание целых слов – это ключ к началу чтения. Обычным детям карточки могут помочь развить зрительную память, но никак не научить полноценно читать. Если цель – сделать так, чтобы ребенок узнавал отдельные слова, подписи под картинками, методика сработает, но к осознанному чтению новых слов ребенок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Если ребенок запомнит по карточкам много слов, это в будущем поможет ему читать быстрее те слова, которые он уже знает, но не более того».

МЕТОД МОНТЕССОРИ

Рассказывает педагог Монтессори-группы Ирина Горбатько: «Основные отличия метода Монтессори − целостный подход к развитию, соответствие занятий естественным потребностям ребенка каждого возраста, активное задействование мелкой моторики и сенсорного восприятия. И в отличие от других методов − совершенно иной порядок освоения навыков: сначала дети учатся писать буквы, слова и даже целые рассказы, а только потом − читать.

Обучение чтению по методу Монтессори – это не набор узкоспециализированных пособий, которые предназначены исключительно для обучения грамоте, а целая система занятий и игр, которые постепенно развивают интеллектуальные и двигательные способности ребенка, готовя его к появлению навыков письма и чтения.

Основная мысль Монтессори – всему свое время: для развития любого навыка есть свой естественный период, и, если навязывать ребенку то, что ему неинтересно в данный момент, результата не будет или ребенок не станет пользоваться навыком.

Так, примерно в возрасте 3,5−4 лет дети накапливают большой словарный запас, умеют выражать при помощи слов мысли, достигать своих целей (просить сделать что-то других детей, договариваться). Дети этого возраста начинают живо интересоваться символическим обозначением звуков – буквами. Им нравится называть звуки, играть с буквами, обводить их, рисовать (ведь письмо − это тот же рисунок).

Если поддерживать этот интерес, в возрасте 4–5 лет ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и целые предложения. И к возрасту 5 лет он без принуждения, с интересом учится читать, следуя естественной логике речевого развития. Ребенок пишет, чтобы выразить свои мысли, и начинает читать, когда способен и хочет воспринять мысли другого».

ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ:

1) Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.

2) Подготовка руки к письму. Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.

3) Работа с буквами. Одно из ключевых пособий – «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.

Обучение проводится трехступенчатым уроком. Сначала презентация: взрослый выкладывает табличку, называет звук (то есть не буква «эм», а звук «м») и обводит пальцем контур буквы. Дает табличку ребенку и предлагает ему обвести букву, снова называя ее. За один урок показывается три буквы, на следующем две уже знакомые и одна-две новые.

На втором этапе идет усвоение информации: взрослый поочередно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому и т.д.). Если вторая ступень пройдена легко, переходим к третьей, если ребенок не запомнил – возвращаем его на первую ступень. Третья ступень – проверка и автоматизация знаний.

«Что это?» Педагог просит назвать поочередно все три буквы, по порядку и вразбивку. После такого мини-урока ребенку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их пальчиками на подносе с манкой. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок. Через какое-то время можно усложнить игру – завязать ребенку глаза и предложить угадать букву на ощупь. Еще сложнее также с завязанными глазами сложить слово из «шершавых» букв.

  • Письмо. Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».
  • Составление слов из подвижного алфавита. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.
  • Чтение. Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке – слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая – каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая – добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая – вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение – когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.
  • Развитие навыков чтения. Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ – ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.

Преимущества метода Монтессори – развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.

МЕТОД СКЛАДОВОГО ЧТЕНИЯ

Складовой метод в обучении чтению известен еще со времен Льва Николаевича Толстого. Именно не по буквам и не сразу целыми словами, а по складам младенец начинает говорить: МА-МА, БА-БА. Отсюда и возникла идея о том, что и читать по складам для ребенка легче и естественней.

Обучение детей с помощью складового метода требует от родителей постоянной вовлеченности в процесс: нужно систематически готовиться к занятиям с малышом, придумывать разнообразные игры, чтобы он не утратил интерес, ведь материал для обучения все время один и тот же.

Кубики Зайцева Основоположником современного складового метода в обучении чтению стал Н.А. Зайцев, который придумал свои знаменитые кубики. Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельно гласный или согласный. Например, КО-РО-ВА, КО-Ш-КА и так далее. Склады в пособии Зайцева расположены на гранях картонных кубиков. Эти кубики различаются по цвету, размеру и звуку, который они издают (благодаря наполнителю из дерева или «железок»). Такое разнообразие помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, мягкими и твердыми звуками. В комплект пособий также входят таблицы, на которых расположены сразу все склады русского языка, книга для взрослых с примерами заданий и диск с песнями-попевками.

Методист Оксана Оганезова комментирует: «Начинать работу с детьми по кубикам и таблицам Зайцева можно уже с года. Сначала дети играют с кубиками: строят из них дома, дороги, башни, паровозики, слушают, как они звучат, обращают внимание на их цвет. Позже ребята начинают выполнять более сложные задания: например, выставляют в ряд все кубики, где есть склад с буквой «о», повторяют за взрослым склады. Все это помогает ребенку уловить закономерности чтения. Спустя какое-то время он начинает прочитывать склады самостоятельно, а потом незаметно переходит к чтению целых слов.

Эта методика требует от взрослых определенной подготовки и постоянной вовлеченности: нужно систематически готовиться к занятиям с малышом, постоянно придумывать все новые и новые игры, чтобы поддерживать интерес ребенка (поскольку материал все время один и тот же). Пособия Зайцева подходят больше для групповых занятий в развивающем центре или детском саду, так как во многих играх есть соревновательный элемент. Кроме того, педагоги, как правило, сочетают работу по кубикам с другими заданиями – знакомят детей с отдельными звуками и буквами. Если удается организовать все правильно, ребенок занимается с удовольствием, воспринимает обучение как игру и к 3−4 годам осваивает чтение».

«Складушки» Воскобовича «Складушки» − игра для обучения чтению, созданная Вячеславом Воскобовичем, автором около 40 развивающих пособий для детей. Дети 3−5 лет знакомятся с чтением по складовой системе. На 21 карточке двумя столбиками располагаются склады, из них можно строить домики для жителей города Складинска, про которых и сложены обучающие сказки и песенки. К игре прилагается книжка и CD-диск.

Ребенок вместе со взрослым рассматривает рисунки на карточках, читает стихи, рассказывает сказки и поет. Он постепенно заучивает складовые песни, пропевает их, показывает пальчиком на карточках соответствующие склады. Затем, запомнив склады, учится составлять из них слова, читать отдельные слова, а затем и короткие предложения. Пособие можно использовать в играх разной степени сложности, поэтому оно подходит как трехлеткам, так и старшим дошкольникам.

В дополнение к «Складушкам» есть и другие игры Воскобовича: например, конструктор, из частей которого можно собирать буквы, чтобы лучше запомнить, как они выглядят. Или игра-шнуровка «Ромашка», где ребенку нужно продевать веревочку в отверстия с буквами в последовательности, которая соответствует написанию какого-либо слова.

Наиболее эффективно методика работает, если дети занимаются в небольшой группе (4−7 человек). Разработчики утверждают, что, играя по полчаса два раза в неделю, трехлетний ребенок сможет научиться читать за полгода, а шестилетние – всего за месяц.

Кубики «Читаю легко» Еще одно современное пособие по складовому чтению − кубики, разработанные педагогом Евгением Чаплыгиным. Они предназначены для детей с трех лет. Методика «Читаю легко» основана на постепенном, очень плавном, освоении чтения; здесь больше игр, чем в программе Зайцева. Набор пособий по сравнению со многими другими методиками скромен: 10 простых деревянных кубиков, 10 двойных подвижных кубиков и «книжка-шпаргалка» для родителей, где даны рекомендации по проведению занятий. Соединенные между собой платформами подвижные кубики можно прокручивать, получая новые склады и новые слова. Дети с удовольствием их вертят, одним поворотом превращая слово МАМА в слово МАША. Сочетания букв на кубиках подобраны таким образом, что из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трех − целых 500.

В пособии принципиально нет никаких картинок, чтобы не запутывать ребенка, ведь иллюстрацию к слову «папа» ребенок может понять как «мужчина», «человек», «дядя» и в результате запомнит слово неправильно. Если уж ребенок хочет картинку, он может нарисовать ее сам в книжке для родителей.

Плюсы метода: пособия не нужно делать самим, занятия можно проводить дома, и никакой специальной подготовки от взрослого не требуется.
Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

13003 просмотра