Как разные виды игр влияют на развитие детей и для чего они нужны

Психиатр Стюарт Браун в своей книге «Игра» рассказывает, как игры влияют на нас в течение всей жизни: они формируют мозг, учат радоваться, помогают достигать целей и строить отношения с другими людьми.

Но особенно игры важны в детстве. Это пора, когда все начинается, когда игра приходит естественным путем. И она становится основанием для всех последующих занятий в жизни.
—————————————————————-
К чему может привести отсутствие игр

Жарким техасским утром студент Чарльз Уитмен забрался на башню на территории Техасского университета в Остине и начал расстреливать людей внизу. Стреляя с губительной точностью, он убил пятнадцать и ранил тридцать одного человека.

К расследованию этого дела подключили психиатров, и они пришли к удивительным выводам: стрелял не сумасшедший маньяк-параноик. Уитмен изучал в университете архитектурное проектирование, его знали как любящего мужа и сына, в прошлом морского пехотинца.

Врачи выяснили, что важным фактором в психопатологии Чарльза стал недостаток игры в течение всей жизни. Когда он был маленьким, ему не разрешали играть с другими детьми на улице. Его держали под жестким контролем, заставляли сидеть дома и делать что-нибудь «полезное», например упражняться в игре на фортепиано.

В результате Чарли никогда ничего не делал по зову собственной души. Мальчик рос, а его репертуар реакций на внешний мир оставался ограниченным. Он был мастером внешнего послушания, но кипел внутри.
—————————————————————-
Телесная и двигательная игра

Движение первично, оно сопровождает все элементы игры, даже когда выражено только в словах или образах, в ходе воображения. Благодаря активным играм мы думаем. Движение структурирует наши знания о мире, пространстве, времени и наши отношения с другими людьми.

Наше знание физического мира, основанное на движении, объясняет, почему мы описываем эмоции в терминах вроде «близкий», «далекий», «открытый», «закрытый». Двигательная игра стимулирует мозг и сопутствует обучению, созданию нового, гибкости, приспособляемости и жизнестойкости.

Пробные жесты младенцев, ранняя ритмическая речь (напряжение голосовых связок), поступательные и вращательные движения совершаются исключительно ради удовольствия — они имеют игровую природу. Но одновременно они помогают формировать мозг.

Исследование антилоп и других животных, показало, что периоды самой интенсивной игры также были периодами, когда быстрее всего росла область мозга, называемая мозжечком. Если антилопе не давали проявлять активность в это время, рост нервных клеток в мозжечке сильно замедлялся.
—————————————————————-
Игра с объектами

Любопытство по отношению к «объектам» и манипуляции с ними — убедительный, неизменно увлекательный мотив игры, который представляет собственное игровое «состояние» (естественную модель игры). В раннем возрасте ложки, детские игрушки или еда становятся объектами для игры.

Когда малышу исполняется примерно пятнадцать месяцев, его игрушки наделяются выраженными индивидуальными характеристиками. Чем выше умение манипулировать объектами (например, барабанить по кастрюлям или бросать «блинчики»), тем богаче нейронные цепи в мозгу.

Мы находим удовольствие в физической части игры с объектами — когда собираем пазл, забиваем гол в ворота или просто бросаем комок смятой бумаги в мусорное ведро. И как обнаружили руководители лаборатории JPL, если эта игра с объектами принимает форму работы руками, то мозг лучше приспосабливается к пониманию и решению разных проблем.
—————————————————————-
Игра воображения

Воображение — вероятно, самая мощная человеческая способность. Оно позволяет нам создавать вымышленные реальности, которые можно исследовать, не покидая настоящий мир. Самые ранние проявления игр с участием воображения наблюдаются в два-три года в виде фрагментарных историй.

Исследователь игры Брайан Саттон-Смит описывает эти ранние попытки как забавную чепуху без необходимых элементов сюжета — начала, середины и конца. Затем, в процессе развития, дети приобретают способность рассказывать связно. Потребность сочинять истории возникает у детей по всему миру и является неотъемлемым аспектом игр.

Внимательное исследование потока сознания у взрослых демонстрирует, что человек выдумывает в течение всей жизни — это свойство его мышления. Мы постоянно сочиняем сюжеты в голове, чтобы держать прошлое, настоящее и будущее в одном контексте.

В процессе жизни воображение остается необходимым для эмоциональной устойчивости и креативности. Исследования показали, что фантазирование — воображение внутренней жизни других и сравнение ее со своей собственной — один из ключей к развитию эмпатии, понимания и доверия, а также личных адаптационных навыков.
—————————————————————-
Социальная игра

Социальная игра, от простейшей игры в «ку-ку» до торжественного бала, имеет важнейшее значение в человеческом игровом поведении. Игра позволяет обществу функционировать, а индивидуальным отношениям — процветать. Вот несколько подтипов социальной игры, которые нетрудно выделить.

— Дружеское взаимодействие и принадлежность к группе. Дети начинают социальные игры через «параллельное» действие. Два ребенка могут сидеть рядом и играть с песком, водой, цветными мелками, осознавая присутствие друг друга, но не взаимодействуя напрямую. Такого рода игра служит мостом к более активному игровому взаимодействию.

Когда ребенку от четырех до шести лет, совместная игра становится тяжелым испытанием, во время которого развивается эмпатия. Внося в игру собственные воображаемые элементы, дети слышат, что предлагают другие, и учатся понимать их точки зрения.

— Возня, потасовки и прочее. Исследование игр, имитирующих схватки, показало, что они необходимы для развития и поддержки социальной осознанности, сотрудничества, справедливости и альтруизма.

Как правило, их сущность и важность не осознают, особенно воспитатели детского сада и беспокойные родители, которые часто считают нормальное активное игровое поведение, когда дети колотят друг друга (и это с улыбкой, среди друзей), не состоянием игры, а анархией.

Но недостаток таких игр в детстве мешает научиться компромиссу, и есть доказательства, что дети, лишенные возможности играть в них, во взрослом возрасте труднее контролируют позывы к насилию.

— Праздничная и ритуальная игра. Чтобы начать игру, детям не нужен формальный повод, для них это естественно. Однако важно упомянуть праздничную и ритуальную игру как один из типов социальной игры. Это может быть празднование дня рождения, танец, праздничный ужин или исполнение песни «Возьми меня на бейсбол» на стадионе.

Такие вещи дети не инициируют спонтанно, но социальный опыт ритуалов создает резервуар для хороших воспоминаний и помогает выработать вкус к ритуальной игре во взрослом возрасте.

— Рассказывание историй и нарративная игра. Рассказывание историй — это главный способ понимания, который занимает важнейшее место в раннем развитии и изучении себя, мира и собственного места в нем. Ключевая функция доминирующего правого полушария — постоянно создавать истории о том, почему вещи такие, какие они есть; это и становится основой для нашего миропонимания.

Истории остаются главным способом понимать и во взрослом возрасте. Люди часто решают, что хорошо, а что плохо, даже в политике или на скамье присяжных, конструируя историю событий и делая из нее вывод.

— Трансформативно-интегративная и творческая игра. Игра может стать дорогой к новому «я», гораздо лучше настроенному на окружающий мир. Дело в том, что во время игры мы примеряем на себя новые виды поведения и мыслей, и поэтому она освобождает нас от устоявшихся моделей.

У детей, которые постоянно находятся в процессе изменения и становления, трансформативная игра — неотъемлемое проявление, которое часто не замечают. Однако у детей, которые оказались в настоящем жизненном тупике, такая игра может стать источником яркого и драматичного преображения.

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

342 просмотра