Как помочь малышу рисовать

Ребенка очень вдохновляют выставки его работ дома.

Если из идей Монтессори выбрать одну самую любимую – важно, чтоб материалы были ДОСТУПНЫ. Вот так: ДОСТУПНЫ ребенку То есть: ВСЕГДА на уровне глаз ребенка в стоячем (до года – на четвереньках) положении, или ниже, должен быть “бесконечный” запас бумаги и несколько видов рисовальных принадлежностей. Тогда ребенок может покалякать мгновенно, как только вдохновение появится.

Малыши планировать, как правило, не станут – если им нужно для рисования достать с полки бумагу, это отсечет процентов восемьдесят попыток порисовать – у тех, кто это УЖЕ ЛЮБЯТ, не говоря уже о не-рисующих. Если рисовальные принадлежности не на виду – ребенок о них и не вспомнит в большинстве случаев, ему просто идея порисовать в голову не придет. А если фломастеры в одном шкафу, бумага во втором, а стол занят – рисование будет происходить редко и в другом (запланированном) ключе, а то и вообще не произойдет.

“Бесконечный” (чтоб у ребенка никогда не кончалось) запас бумаги организовать можно многими способами. За деньги: купить оптом самую дешевую бумагу для принтера; обрезки обоев (мелки по ним роскошно рисуют на обратной стороне); рулон оберточной бумаги или же бумаги для газет (у задней двери редакции или гастронома) и так далее.

Бесплатно: из любого офиса ящиками – лишняя бумага с напечатанным на одной стороне, старые документы; те же обои с индустриальной свалки; старые карточки, распечатки, рулоны от старых принтеров у друзей и знакомых; даже газеты, если рисуешь краской. Лучше, чтоб ребенок сам мог брать следующий лист из доступного места.

Чем рисовать? Детям лет до полутора удобнее всего рисовать толстыми фломастерами: ребенок держит инструмент в кулаке и широкими взмахами от локтя или от плеча может нечто изобразить. Уже в полтора-два месяца ребенку можно вставить в кулачок фломастер и подставить бумагу – как малыш смотрит на “появляющиеся ниоткуда” штрихи!

Причинно-следственная связь, самое время изучать, ну а в рамочку это дело вставить с датой и с фото художника – тоже милое дело. Месяцев после шести хорошо бы ребенку рот чем-то занять при этом, а то фломастер слопает, ну и покупать хороших фирм на случай, если не сработает.

Краски пары-тройки хорошо смешивающихся цветов (красный и синий, желтый и синий), с толстой мягкой кистью, можно предложить около года. Темпера смывается легче гуаши и менее ядовитая. Можно же, если о поедании ядов есть тревога, просто подкрасить пюре пищевыми красками или свеклой и морковкой и шпинатом. Малыши рисуют от плеча (крупная моторика), то есть бумагу лучше покрупнее.

Дети могут рисовать кисточкой или руками. Можно держать все это добро в ванной, и мокрую бумагу наклеивать на стену на стену – так всем легче. Радиус “жертв и разрушений” от малыша с краской, если он сидит, выходит метра в три. А если бегает… В ванной лучше, в общем.

Нравится детям раскрашивать что-то. Особенно удобно деревяшки – их можно и фломастерами, и красками. Это вдохновляет больше, чем просто бумага. Работая рядом с ребенком, можно использовать простую технику – а ребенок переймет. Например, фломастером “тыкать” в предмет – получаются пятнышки или короткие полосочки. Быть стоит на шаг-полтора дальше ребенка, не больше.

Например, если ребенок рисует кружочки, можно попробовать порисовать треугольнички – НЕ “Мадонну с младенцем” 🙂 Но это правило – для рисования вместе; а когда родитель работает над СВОИМ проектом, что тоже важно ребенку видеть – тут, конечно, уровень держит свой, а не ребенка.

Использовать стоит рисование, мелкие наброски, когда ребенку что-то рассказываешь, отвечаешь на вопросы. Это может быть очень простая “диаграмма” в стиле “палка, палка, огуречик” или картина маслом. Не так важен уровень, как своевременность и частота рисования. Например, ребенок спросил, откуда рыбки берутся – нарисовать кружочек-икринку, потом малька и крупную рыбку, все это под свой рассказ.

Бумага же под рукой всегда (с этого начинали) – такие встречи с рисованием накапливаются, ребенок привыкает “думать с бумагой”. Когда ребенок подрастет, лет после трех-четырех, можно предлагать ему бумагу и ручку, когда он нечто рассказывает – пусть сразу иллюстрирует. Точнее, у детей из картинок РАСТЕТ мысль, рассказ…

Взять с собой блокнот и фломастер или карандаш на прогулку, лучше по одному на каждого гуляющего. Пусть ребенок попросит нарисовать, что он хочет – птицу, его на горке, камень, машину. Пусть сам попробует. Как обсуждать рисунки ребенка? “Белое-черное не называть, плохо-хорошо не говорить” 🙂


Для вдохновения можно почитать обсуждения, скажем, духов: “Тонкий оттенок свежести на фоне цветочной смеси”. То есть: находить КОНКРЕТНЫЕ детали и описывать их подробно.

Сначала лучше попросить ребенка рассказать про рисунок (многие дети и так комментируют вслух, рисуя). Можно осторожно спросить, “А расскажи еще про это место” или “Тут я вижу темный цвет, расскажи”. Осторожность в том, что детям иногда хочется, чтоб другие сами поняли, что нарисовано, дети могут волноваться – лучше их спросить и не играть в угадалки.

Тем не менее, и это ВАЖНО: рисунок ребенка СИМВОЛИЧЕСКИЙ, он может быть похож на натуру не больше, чем слово “кот” на живого кота 🙂 Комментарии, к примеру: “Я вижу у тебя вот тут красный завиток, он идет вправо. А вот здесь симметрично получилось, а тут асимметрично. Три колеса у машины, и водитель выглядывает”.

Можно сказать, что тебе понравилась какая-то КОНКРЕТНАЯ деталь, скажем: “Очень выразительная улыбка” или “Как много птиц, интересно, что такая большая стая и все подробно нарисованы”. Стоит избегать общей похвалы (“Красиво” или “Молодец”) и уж, конечно, ругать – табу из всех табу 🙂

Года в три-четыре можно поиграть в “анализаторские” игры. Где найдешь кружочек? Голова, мяч, игрушка, колесо – нарисовали. Треугольник и кружок – мороженое, или клюв птицы. Кружки один на другом – снеговик. В такое лучше играть, срисовывая, взрослый может помочь ребенку найти простые фигуры в сложном узоре.

Особенно малышам нравится нажать паузу на DVD и срисовать персонажи мультика с экрана. Проведите пальцем ребенка по контуру – это поможет ребенку нарисовать контур. В таком стиле – составление картинки из простых деталей – много книжек “учитесь рисовать”.

Можно составлять коллекции рисунков на любимые темы, скрепляя их в “книгу”. Например, придумывать инопланетян; или зарисовывать разные носы в зоопарке; или срисовывать разных персонажей из одного мультфильма. Из той же серии: попробовать рисовать в каком-то стиле, ввести с ребенком понятие “стиль”.

Например, почти все дети рисуют фигурки в стиле “палка, палка, огуречик” – можно посмотреть на  картинки в таком же стиле, знаки переходов. ОЧЕНЬ помогает ребенку, когда родитель рядом может нарисовать подражание стилю ребенка.

Например, ребенок рисует сцену войны со взрывами (каляки-дым), а мама нарисовала атомный “гриб” похожими движениями. Ребенок нарисовал кудрявую принцессу, и мама нарисовала принцессу с похожей прической. После просмотра репродукций в каком-то стиле можно попробовать ему подражать. Особенно это легко и интересно делать с чем-то радикальным, вроде кубизма.

Понятие “стиля” хорошо помогает и от нервов года в четыре-пять, когда некоторые дети начинают волноваться, что у них не получается по образцу, как им хочется, как делает сосед. Тут стоит постоянно подчеркивать, что у каждого свой стиль. Можно давать стилям смешные названия, например, мама может сказать: “А вот эту картину я нарисовала в размазанном стиле”. Тут же хорошо пойдет притча про черный квадрат

Очень вдохновляют ребенка выставки в доме. Вдоль стены можно натянуть веревки с прищепками, куда ребенок сам может зацеплять свои рисунки. “Книжечки” с коллекциями рисунков на тему можно держать на общей книжной полке, или в специальном месте. На двери, скажем, туалета скотчем можно повесить довольно много картин.

Когда ребенок видит свои работы, он обдумывает технику и дальше уже начинает не с нуля, а строит на достигнутом. К тому же, ребенок может ссылаться на содержание “картин-записок”, например, про те же разные носы в зоопарке – когда придумывает своих инопланетных животных.

С выставками детских работ в общественных местах стоит быть осторожными, никакой соревновательности на этом этапе я не считаю допустимой. А вот пригласить ребенка рассказать о своих работах гостям и родственникам – обычно большая радость.
Источник

Поддержите нас! Нажмите:


Самое читаемое:

Загрузка...

35 просмотров