06

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ТЕРПЕНИЮ

«КОГДА МЫ УЖЕ ПОЙДЕМ?», «А СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ОСТАЛОСЬ ДО НАЧАЛА МУЛЬТИКА?», «НУ, СКОРО?!» – ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ДЕТИ, КОТОРЫМ ПРИХОДИТСЯ ДОЛГО ЖДАТЬ, ИЗВОДЯТ РОДИТЕЛЕЙ ПОДОБНЫМИ ВОПРОСАМИ. ПОКА В ГОЛОВЕ У МАЛЫША НЕ УЛОЖАТСЯ ПОНЯТИЯ «НАДО» И «ДОЛЖЕН», МАМЕ И ПАПЕ ПРИДЕТСЯ ПОТЕРПЕТЬ… А ЗАОДНО И НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ЭТОМУ ЦЕННОМУ КАЧЕСТВУ – ТЕРПЕНИЮ.

Терпение – это умение откладывать сиюминутное желание или удовольствие ради какой-то цели. Немногие родители понимают, как сложно малышу проявлять это качество, особенно лет до двух-трех. Отделы мозга, которые отвечают у ребенка за эмоционально-волевые и интеллектуальные процессы, лишь начинают развиваться. Контролировать свои желания дети учатся, как правило, лишь к старшему дошкольному возрасту.

Более того, малыши живут здесь и сейчас, у них нет понятия времени, а представить, как что-то произойдет попозже, они могут лишь по достижении четырех лет… Что же делать родителям? Учить деток терпению, тем более что наши эксперты утверждают, что основы этого качества закладываются уже в раннем возрасте.

МЕЖДУ ДЕЛОМ

Лет до четырех целенаправленно тренировать у ребенка терпение бессмысленно. Малыши до этого возраста не в состоянии установить причинно-следственную связь между действием и возможным результатом. Опосредованно терпение формируется у крохи при обучении пользованию чашкой, ложкой, умению одеваться или ходить на горшок. Действительно, маленькому человечку порой очень непросто справиться с непослушными застежками или правильно взять в руку столовый прибор.

Уделяйте ребенку достаточное количество внимания. В этом случае уже в возрасте 1–1,5 лет он сможет подождать несколько минут, пока мама доделает дело, которым она занимается. «Не бросайте свое занятие, как только кроха попросит вашего внимания, – советует Алена Алешина, директор по развитию тренинговой компании EQuator, психолог, эксперт в области развития эмоционального интеллекта. – Установите с ним зрительный контакт, погладьте по голове, ласково объясните, почему надо немного подождать, и через несколько минут обязательно уделите ему время! Тогда он получит опыт: если немного подождать, можно получить желаемое».

Не создавайте для маленьких детей искусственных ситуаций ожидания. Периодически ребенок все равно сталкивается с необходимостью подождать (например, мама не успела подогреть еду заранее). Этих ситуаций достаточно, чтобы начинать с малышом разговор про терпение, поговорить о том, что иногда приходится потерпеть, что это бывает трудно. Можно рассказывать, что и у других людей тоже могут быть свои потребности: «Сейчас тебе нужно чуть-чуть подождать, потому что мне нужно приготовить салат для папы».

Поменьше оперируйте понятиями «минуты» и «часы». Ребенок не слишком хорошо ориентируется во времени. Поэтому, если вы хотите объяснить ему, «когда же, наконец», используйте «режимные» моменты («Это будет после того, как ты пообедаешь», «Папа вернется, когда ты уже будешь готовиться ко сну»).

Учите кроху сосредотачиваться на том, что он делает. Как показывает практика, занять внимание малыша хотя бы на десять минут проще всего с помощью творческих занятий: лепки, рисования пальчиковыми красками, игр с песком и водой. Для совместного времяпрепровождения подойдут прятки, молчанка и «кто дольше просидит без движения».

10 МИНУТ – РОВНО СТОЛЬКО МОГУТ ЗАНИМАТЬСЯ ОДНИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШИ ДО 3 ЛЕТ. К 6 ГОДАМ ЭТО ВРЕМЯ ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ДО 35 МИНУТ.

ТРЕНИРОВКА 

  • Для выработки навыков терпения подойдут упражнения, которые направлены на удержание определенного положения тела в течение какого-то времени. К таковым, например, относятся всем известные позы «ласточка» или «цапля», а также некоторые асаны йоги, которые можно использовать и для занятий с детьми: «собака мордой вниз», «лягушка», «кобра», «рыбка» и другие. Практикуйте физминутки, постепенно увеличивая время нахождения ребенка в той или иной позе.
  • Начиная с трех лет вы можете заняться развитием у малыша целенаправленного внимания. Это ценное качество – фундамент для формирования терпения. Для этого подойдут игры «между делом», практиковать которые можно по дороге в детский сад или на прогулке. Попросите малыша отмечать предметы одного цвета, которые он встречает на своем пути. Или пусть детка хлопает в ладоши, как только увидит ворону, а если встретит голубя – топает ножкой.
  • Ближе к четырем годам вы можете усложнить игры на внимание. Предложите ребенку игру «Что изменилось?». Разложите на столе несколько небольших предметов в определенном порядке (начните с 5–6, постепенно доводя их количество до 15), дайте малышу 30 секунд для того, чтобы он запомнил их расположение на столе. Попросите его закрыть глаза, уберите/добавьте один предмет или поменяйте их местами. После попросите его сказать, что изменилось.

ТОЧНО В ЦЕЛЬ

В возрасте 5–6 лет большинство детей уже могут немного подождать, а также заниматься чем-то интересным и увлекательным в течение 20–30 минут. Единственное «но» – у них не всегда хватает терпения довести начатое до конца. А ведь именно это является основой таких волевых качеств малыша, как усидчивость, упорство, настойчивость. В этот период родителям очень важно поддерживать интерес ребенка к выбранному занятию и стимулировать его доводить начатое до конца.

Выбирайте правильные занятия. Любые виды творчества прекрасно развивают терпение. В этом случае ребенок сможет не ждать результата долгое время, а оценить его здесь и сейчас.

Разделите трудоемкое для малыша дело на несколько этапов. Например, если он не может за один раз разложить по местам все разбросанные игрушки, разрешите ему завершить уборку с утра. Или, если вы учите ребенка произносить правильно какой-либо звук, сначала научите слышать его в словах, затем понимать, в начале или в конце слова он находится, и лишь после тренируйте правильность его произношения. Обязательно поддерживайте успешность ребенка на каждом этапе.

Поддерживайте усилия ребенка. Лучше всего это делать с помощью рассказов про любимых героев малыша, которые что-то делали и добились успеха, хотя у них не все получилось сразу. Вспомните историю про Винни-Пуха – он терпеливо планировал «как добраться до меда на дереве» и в результате придумал использовать для этого воздушный шарик Пятачка.

Объясните, почему нужно терпеть или прикладывать усилия. Например, если сначала не получается сложить колечки, то нужно немного потренироваться, и тогда получится красивая пирамидка. Как только мы долетим в нужное место на самолете, ты окажешься в новом интересном месте. Когда наступит праздник, тебе принесут торт и подарки. Чем старше ребенок, тем более сложные цели он будет в состоянии осознать. Тогда ему уже можно будет говорить о том, как нетерпение влияет, например, на отношения людей: «Когда ты перебиваешь бабушку в то время, когда она говорит, она расстраивается. А если ты сможешь дослушать ее до конца, ей будет очень приятно».

Избегайте похвалы за качества и черты характера, но хвалите за конкретные вещи. Вместо «Какой ты умный!» скажите: «У тебя уже отлично получается складывать пазлы» или «Какую красивую картинку ты нарисовал! Наверное, очень старался!» «Похвала такого рода, формирует установку на будущий рост: будучи взрослыми, дети, которых хвалили за старание и терпение, прикладывают больше усилий для достижения желаемого, – объясняет Алена Алешина. –

Столкнувшись с неудачей, они не унывают, а ищут, чему еще им надо научиться, чтобы добиться результата». Когда родители хвалят ребенка за его способности («Какой ты талантливый!»), он вырастает с установкой на данность. Если у такого человека что-то не получается, он списывает это на отсутствие у себя необходимых качеств и теряет мотивацию к дальнейшим действиям.

Надо ли говорить, что более терпеливыми, волевыми и, как следствие, успешными становятся дети, воспитанные с установкой на рост?

ТЕРПЕНИЕ – ЭТО УМЕНИЕ ОТЛОЖИТЬ РАДИ КАКОЙ-ТО ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, НО НЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ. ЖЕЛАНИЕ СХОДИТЬ В ТУАЛЕТ, ГОЛОД, ЖАЖДУ МАЛЫШ ТЕРПЕТЬ НЕ ДОЛЖЕН.

ТРЕНИРОВКА

  • Ребенку пока еще сложно представить конечную цель своего труда. Чтобы убедить его доделать что-то до конца, предложите ему сделать что-то по вашему образцу. Например, вы заранее можете изготовить коллаж из подручного материала: веточек, пуговиц, бусин, кусочков ниток и ткани. Наклейте все вышеперечисленное на кусок картона в произвольном порядке и предложите ребенку повторить ваш шедевр. Безусловно, разрешите ему привнести в картину что-то свое.
  • Поиски «клада» прекрасно тренируют терпение! Особенно если вы спрячете что-то ценное для ребенка. «Закопать клад» можно в комнате (этот вариант подойдет для детишек помладше) или на улице. Искать сокровище можно по заранее нарисованному плану или отсчитывая шаги от какой-либо отправной точки (подойдет для тех ребят, которые уже хорошо ориентируются в таких понятиях, как право и лево, вперед и назад).
  • Для тренировки понятия «подожди, и получишь результат» прекрасно подойдут любые опыты. Вы можете выращивать кристаллы, проращивать семена, наблюдать, как распускаются почки на веточке, принесенной вами из леса, или появляются корешки на черенке домашнего растения. Придумайте, как ребенок будет фиксировать свои наблюдения: это могут быть рисунки, фотоотчет, таблица, которую вы будете заполнять вместе с ним.

В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ

Терпеть трудно! И тем не менее взрослые постоянно пытаются убедить ребенка, что это сущий пустяк. «Мама придет вечером, это уже очень скоро», «Подумаешь, подождать пару дней, вот ерунда какая!». Не лукавьте! Вспомните, как вы реагируете на ситуации, когда нужно проявить терпение. Нередко мы сами суетимся в очереди в магазине, в ожидании автобуса, выражаем недовольство в пробке… «По сути, проявляем типичное для современного человека желание – хотим получить все и немедленно! О каком обучении терпению ребенка в данном случае может идти речь? – комментирует Полина Леонова, педагог-психолог образовательного центра «Аристотель». – Он, как зеркало, будет копировать ваше поведение».

Поработайте над собой. Если вы ожидаете чего-либо вместе с ребенком, не нервничайте и не изнывайте от безделья, а займите это время чем-то интересным. Игры в слова, ассоциации в данном случае подойдут как нельзя лучше. Сочиняйте сказку, считайте количество предметов какого-либо цвета, попадающихся вам по пути…. Таким образом вы покажете ребенку, что терпение – это действенное средство достижения цели.

Честно признайтесь, что ждать действительно сложно. Говорить об этом лучше в ситуациях ожидания, когда есть повод рассказать малышу, а зачем, собственно, это нужно. «Мы ждем зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу, пока машины будут стоять, – это безопасно и удобно». Учите ребенка, что, хотя терпеть трудно, от ожидания можно так же получать и удовольствие. Начинайте заранее готовиться к праздникам, отпуску, возвращению папы из командировки: зачеркивайте дни в календаре, вместе фантазируйте, как все пройдет, рисуйте картины о будущем событии.

Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

979 просмотров
Яндекс.Метрика