02

Как готовились к зачатию древние славяне

В наш век нанотехнологий программирование пола будущего младенца, его внешних данных, даже характера и талантов уже не кажутся научной фантастикой. А что предпринимали наши предки, чтобы родить сына-богатыря или лапушку-дочку?

Рождение ребенка считалось в старину самым главным событием в жизни любой семьи. И к нему своих наследников начинали готовить с самого детства – так же, как и к брачному союзу. Девочкам объясняли, что к мальчикам нужно относиться с уважением, ведь они – будущие мужчины, воины, отцы, главы и защитники рода. А мальчикам внушали, что девочки станут хранительницами домашнего очага и матерями. Нередко девушек сравнивали с Ладой – в славянской мифологии богиней весны, пахоты и сева, покровительницей брака и любви, и потому их нужно было почитать, как божество.

Еще детям говорили, что выбор спутника жизни – это навсегда, и выбирая свою половинку, от которой пойдут дети, человек несет ответственность не только перед собой лично, но и перед всем своим Родом.

Там, у соседей, пир горой, идут смотрины

В.М. Васнецов «Берендейки» (1885)

Славяне полагали, что очень важно подобрать такую пару своему чаду, чтобы получилось здоровое потомство. И потому, как правило, для молодого человека невесту искали сами родители, сваты (уважаемые члены общины, не обязательно – родственники) или профессиональные свахи. Часто невесту выбирали из других мест – и это было очень правильно с точки зрения генетики, ведь таким образом можно было исключить близкородственные связи.

Когда подходящая кандидатура находилась, родители жениха встречались с родителями невесты, и от этой встречи зависело все. Помимо материальных вопросов и обсуждения приданого, сторона жениха напрямую спрашивала, «чиста» ли девушка, ведь славяне верили, что от гулящей женщины хорошего потомства не дождаться.

Если этот этап переговоров проходил успешно, то назначалась дата смотрин. Молодые люди знакомились друг с другом, а родичи невесты досконально изучали, в каких условиях живет предполагаемый муж. Важно было не только отдать дочь в хороший, зажиточный дом, но и понять, какая судьба ее ожидает. Ведь от того, насколько женщина будет счастлива на новом месте, по мнению наших предков, зависело и то, каких детей она родит.

В случае если пара пришлась друг другу по сердцу, а старшее поколение смогло договориться обо всех остальных нюансах, происходил «сговор», и начиналась подготовка к свадьбе. Кстати, помолвка в старину была делом не быстрым, как минимум – два месяца. Считалось, что за это время молодые смогут лучше присмотреться друг к другу, и принять верное решение.

Ах эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала

В дохристианской Руси дату свадьбы, а впоследствии – и дату зачатия наследников – часто определяли по движению небесных светил. Знающие люди высчитывали самое благоприятное время для этих значимых событий.

Н.П. Петров «Смотрины невесты» (1861)

К свадьбе родственники старались обустроить молодым собственное жилье: нередко мужчины обоих родов строили напротив отцовской избы еще одну – со всеми необходимыми хозяйственными постройками. Это тоже считалось очень важным для правильного продолжения рода – молодые супруги с самого начала должны были иметь отдельное жилье, но при этом оставаться под присмотром старших, то есть они жили «лицом к лицу». Именно так, по мнению некоторых лингвистов, и появилось слово «улица». На второй день паре дарили домашних животных для дальнейшего обустройства хозяйства.

Чем изобильнее и веселее проходила свадьба, тем, по поверьям, должна быть лучше жизнь новой семьи, тем больше детей в ней родится. Поэтому во время гуляний об экономии никто не помышлял: даже незнакомец мог прийти на пир незваным, и вдоволь угоститься вместе со всеми.

А вот молодых супругов после «официальной части» отправляли в опочивальню, и не тревожили до утра. Считалось, что если молодоженам в этот день удастся зачать первенца, то он будет настоящим подарком богов.

Приемы «генной инженерии» в древности

Зачать здорового младенца со счастливой судьбой, с точки зрения народных верований, было не так уж сложно. Главное – соблюдать определенные правила.

В.М. Васнецов «Ковёр-самолет» (1919-1926)

Для того чтобы брачный союз оказался плодовитым, на свадьбу приглашали беременных женщин, осыпали молодых зерном, сажали на колени невесты маленького ребенка и т.д. В некоторых областях существовали и вовсе необычные традиции: например, у восточных славян было принято усаживать молодую жену на сноп, и даже на пчелиный улей.

Пол ребенка старались запрограммировать, подкладывая в постель или под кровать «мужские» либо «женские» предметы. Если хотели сына, то цеп, пилу, топор, борону, соху, инструменты для изготовления лаптей и другое. Если мечтали о дочке, то – ленточку, гребешок, или специальную прялочку, сделанную из лучинок. Верили также, что если мужчина возляжет на супружеское ложе обутым, то получится мальчик, а если обвяжет голову платком – то девочка.

Перед зачатием супругам рекомендовали быть умеренными в еде и питье, алкогольные напитки вообще строго исключались. Важным считалось также чисто прибрать дом, и оставить всякие недобрые мысли. Еще один важный момент – до и после зачатия наши предки старались избегать сквернословия, ведь любое дурное слово может плохо отразиться на будущем малыше.

Очень важным было выбрать правильное время – супругам советовали заниматься продолжением рода не ночью, как это принято сейчас, а на рассвете или днем, ведь именно в это время суток Ярило – бог солнца в славянской мифологии – дает будущим родителям свою светлую животворящую силу. Были и такие поверья: если мать понесла на Ивана Купалу, то ее дитя родится сильным и активным, настоящим сказочным богатырем, а если на Троицу – то благочестивым и мудрым (но это поверье уже из христианских времен).

П.И. Коровин «Крестины» (1896)

Существовали свои табу, нарушать которые не следовало, чтобы не родить хилого и несчастного ребенка. Например, считалось дурной приметой «понести» в большие праздники или после похорон – что вполне согласовывается со здравым смыслом.

Для удачного зачатия можно было мысленно обратиться за помощью к своим наиболее плодовитым родственникам, причем даже если этих родственников уже нет в мире живых. Люди верили в помощь Рода, и это служило им своеобразной психотерапией. Еще женщины, мечтавшие забеременеть, делали специальный оберег – рожаницу. Это куколка из лоскутов, которую перевязывали красной и синей лентами (как символ женского и мужского начала). Рожаницу очень берегли и никому ее не показывали.

Практиковалась также «магия узелков» или науз: женщина заплетала на красной нити по узелку в течение 40 дней, читая над ними заговор. Говорили, что науз тоже помогает родить дитя.

Что-то из взглядов наших далеких предков кажется сейчас банальным суеверием, а что-то вполне укладывается в рамки современных представлений. Наверное, важно другое – с какой ответственностью и любовью лично вы будете подходить к продолжению своего собственного Рода.

Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

783 просмотра