30

Гиперактивный ребенок

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ — это медицинский диагноз и поставить его имеет право только врач после полного обследования ребенка, а не уставшая после работы воспитательница.

Не путай гиперактивность с холерическим характером, плохим настроением или непоседливостью. Многие гиперактивные дети еще в младенческом возрасте (до года), отличались общим беспокойством, повышенной возбудимостью, нарушением аппетита и сна, частыми срыгиваниями после кормления, тремором (дрожанием) ручек и подбородка.

После года и до трех лет все перечисленные симптомы сохраняются, то есть малыши по-прежнему ведут себя беспокойно, спят мало, плохо едят. Кроме этого, у детей раннего возраста с синдромом гиперактивности отмечаются недостаточно развитые координация движений, моторика, им сложно склонцентрировать внимание даже на несколько минут, им присущи резкие перепады настроения.

К трем годам у малышей проявляется повышенная утомляемость, моторная неловкость, гипервозбудимость и импульсивность. Они постоянно отвлекаются и не запоминают информацию.

Что такое гиперактивность

Считается, что в раннем возрасте дети переживают два критических периода – пика проявления гиперактивности.

В 1-2 года происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активно формируется речь. Если ребенок в этот период находится в неблагоприятной обстановке, подвержен стрессам, сильным нагрузкам, то это может привести к задержке развития речи.

В 3 года ребенок переживает второй критический период психоречевого развития. Заметно увеличивается словарный запас, формируется активная речь: малыш не только повторяет слышанное раньше, а уже по-настоящему общается со взрослыми и детьми. Кроме того, в это время совершенствуются внимание и память. И вот тут может возникнуть проблема: родители, видя успехи малыша, начинают его интенсивно нагружать: обучать чтению, счету, иностранным языкам. Такие неоправданные нагрузки на центральную нервную систему могут привести к нарушениям поведения и даже к невротическим расстройствам. А если в это время ребенок еще и идет в садик, где попадает в группу с 10-15 примерно такими же непоседами, его центральная нервная система не выдерживает.

Большинство специалистов отмечают три основных блока гиперактивности:

1. Дефицит активного внимания (ребенок не в состоянии целенаправленно удерживать внимание на объекте).

2. Импульсивность (малыш действует по первому побуждению, необдуманно, подчиняясь какому-то внутреннему импульсу).

3. Повышенная двигательная активность (кроха чрезмерно подвижен, вообще не может сидеть спокойно).

В медицинских справочниках описываемое расстройство называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ.

На практике часто встречаются случаи, когда у отдельного ребенка наблюдается появление одного из блоков: дефицита внимания, сверхподвижности или импульсивности. В зависимости от этого врачи выделяют три основных формы синдрома:

— СДВГ/В – синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преобладающим нарушением внимания.

— СДВГ/Г – синдром дефицита внимания с преимущественной двигательной активностью и импульсивностью.

— СДВГ/ВГ – комбинированный вариант, при котором нарушения существуют во всех трех блоках.

Как живется родителям

Если понаблюдать за гиперактивным малышом, бросается в глаза его чрезвычайная подвижность, суетливость, неспособность усидеть на месте даже короткое время. Ему свойственны резкие перепады в настроении: то безудержная веселость, то бесконечные капризы.

При том, что ребенок постоянно в движении, он очень неуклюж: все время что-то роняет, падает сам, ударяется и задевает других. Прям, как слоненок в посудной лавке! А все потому, что у него нарушена координация.

Иногда гиперактивный малыш очень говорлив: он задает по 10 вопросов в секунду, но не для того, чтобы получить ответы, а для того, чтобы… просто поговорить.

В общественных местах такие дети сразу привлекают к себе внимание окружающих, потому что они норовят все потрогать руками, взять в рот, всюду стараются залезть, пронырнуть, что-то схватить. Эти малыши — страшные сны любой воспитательницы, няни или учительницы. Что до родителей — они привыкли и они любят своих крох такими, какими они есть, но даже эти стойкие люди порой отчаиваются.Походы в музей, кино, кукольный театр станвятся сущим наказанием, так как они слышат со всех сторон осуждающие возгласы и упреки, в ответ на которые стараются «образумить» ребенка, взять его на руки, отругать и даже отшлепать. Но все их попытки не приводят ни к чему хорошему: ребенок вновь вырывается, ускользает от них… и все начинается сначала.

Гиперактивные малыши не стали такими в одночасье. Они были такими и в младенческом возрасте. Их родители могут это подтвердить, потому что еще помнят бессонные ночи. А в полтора-два года такие малыши уже совсем отказывались от дневного сна.

Причины СДВГ

Сейчас проводится множество исследований о СДВГ, но до сих пор специалисты не пришли к однозначному выводу о причинах и механизмах действия данного синдрома. Вот, какие причины СДВГ они пока называют:

  • наследственность (генетическая предрасположенность);
  • биологический фактор (органические поражения головного мозга во время беременности мамы, родов и в первые годы жизни ребенка, а также другие осложнения);
  • психологические проблемы в семье.

 Как определить гиперактивного ребенка?

«У меня 15 детей в группе, и все гиперактивные!» — говорит воспитательница пенсионного возраста и… ошибается. Синдром СДВГ — не настолько распространен. Это медицинский диагноз, который вправе ставить только врач на основе специальной диагностики. А воспитательнице советуем просто чаще говорить с каждым малышом из ее группы с глазу на глаз (совсем не долго, 5-7 минут) — прекрасная терапия.

Если ребенок успокаивается, отвечает на вопросы, то он не гиперактивный.

Если его энергию возможно направить в другое русло, то он не гиперактивный.

Американцы разработали систему критериев гиперактивности

1. Дефицит внимания

  • ребенок ничего не доводит до конца;
  • не вспринимает информацию, даже за короткий отрезок времени;
  • слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
  • часто теряет вещи;
  • избегает  задач, которые требуют умственных усилий;
  • забывчив.

2. Сверхактивность

  • малыш практически не сидит на месте;
  • постоянно проявляет беспокойство (барабанит пальцами, ерзает в кресле, ему трудно усидеть, бегает, забирается куда-либо);
  • с младенческого возраста спит намного меньше своих сверстников;
  • находится в постоянном движении.

3. Импульсивность

  • ребенок отвечает до того, как его спросят;
  • не способен дождаться своей очереди;
  • часто вмешивается, перебивает, не заканчивает фразы;
  • плохо сосредотачивает внимание;
  • не может регулировать свои действия (не приемлет правила).

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что ребенок гиперактивный.

Как помочь?

Если после консультаций с педагогами, психологами, обследования невропатолога (проверенного, опытного врача), диагноз СДВГ все же поставлен, то назначается лечение. В зависимости от сложности случая это может быть медикаментозное лечение, диета, витаминная терапия или просто коррекция режима.

  • От родителей же требуется проявить стойкость. Маме и папе гиперактивного малыша нужно быть еще терпимее и еще чаще проявлять свою любовь к ребенку. С гиперактивным малышом нужно общаться мягко, спокойно, так как он очень чувствителен и восприимчив к настроению и состоянию близких людей, легко перенимает как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих. Также нужно предупредить всех людей, с которыми общается малыш (педагоги, воспитатели, няня, бабушки и дедушки), чтобы «держали себя в рамках» и старались сдерживать свои эмоции.
  • Боитесь ходить в музеи и на выставки с малышом? Выбирайте интерактивные варианты познавательного процесса, те места, где трогать руками, пробовать на зуб и проводить эксперименты самостоятельно не то, что разрешается, но даже приветствуется! В Киеве есть прекрасный музей популярной науки и техники «Экспериментаниум», Водно-информационный центр (только называется сложно, на самом деле — музей-аттракцион), Интерактивный музей вышивки, уникальный образовательно-развлекательный комплекс «Океанариум Морская сказка».
  • Возможно, стоит пересмотреть нагрузку. Гиперактивные дети могут как обгонять своих сверстников в развитии, так и отставать от них. Не нужно форсировать события. Ребенку стоит дать время сперва подружиться с собой, а потом уже с математикой и английским.
  • А вот спортивные занятия малышу необходимы. Правда, нужно правильно выбрать, чтобы не усугубить ситуацию. Детская йога, восточные единоборства, возможно, футбол или плавание.

Источник

Поддержите нас! Нажмите:



Самое читаемое:

5135 просмотров