Этот опасный синдром отличника

Он учится на одни пятёрки, побеждает в олимпиадах и школьных конкурсах. Но любая ошибка повергает чадо в печаль и тоску. Как быть?

В старой детской книжке «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А» есть главная героиня, круглая отличница Аня. Получив первую в своей жизни тройку, она впадает в панику. А чтобы никто не узнал о позоре, крадёт школьный журнал и перестает ходить в школу. Художественное преувеличение? Вовсе нет

Только на пять!

Вы можете встретить такого ученика в любой школе. Для него не существует другой оценки, кроме «отлично», он стремится быть первым во всём, болезненно реагирует на любую критику в свой и похвалу в чужой адрес. Четвёрка для него – это катастрофа вселенского масштаба. Таков портрет юного перфекциониста.

У этого явления множество причин. Кому-то не хватает любви и внимания, кем-то движет страх перед наказанием за недостаточно хорошую отметку, для кого-то пятёрки – это единственный способ поднять заниженную самооценку. Бывает, что так реализуются родительские амбиции: успехами чада папы и мамы сводят счёты со своими детскими неудачами. В любом случае, у таких мальчиков и девочек есть определённые сложности, которые касаются самых разных сфер.

Прямая угроза

Казалось бы, ну что плохого? Лучше пусть из-за «тройки» переживает, чем учится кое-как. Но такой синдром во взрослой жизни будет иметь ряд последствий.

Искусственные границы

Привычка всё и всегда выполнять «на пять» рискует в дальнейшем перерасти в нерешительность: если нет стопроцентной уверенности в том, что он справится, ребёнок просто не возьмётся за что-то незнакомое, пусть и привлекательное, интересное. Сомневаясь, он из опасений ограничивает собственные возможности научиться чему-то новому.

Проблемы в общении

Таким ребятам обычно непросто общаться со сверстниками. Их считают странными чудаками или задаваками и не жалуют. У них нет друзей, потому что зачастую они ставят слишком высокую планку для окружающих, которые – удивительное дело – оказываются далеко не идеальны.


Подмена понятий

Безукоризненная учёба становится смыслом жизни. Возникает презрение к одноклассникам из-за увлечений, которые свысока признаются глупыми и даже низменными. Компьютерные игры, соцсети, чаты, посиделки на лавочке и разговоры – на всё это перфекционистам жаль тратить время, они придумывают себе некие «благородные цели», ради которых только и стоит жить. Подобное ещё больше отдаляет их от ровесников, пропасть растёт.

Неумение радоваться простым вещам

Детей с синдромом отличника порадуют прекрасные оценки, признание, многочисленные дифирамбы, но никак не красивая бабочка на ярком цветке или вкусное ароматное яблоко. Еда воспринимается как некое топливо для поддержания активности, пение птиц – ненужная лирика, во всём чувствуется прагматичность, эмоции считаются помехой. Им вообще очень сложно отвлекаться, они всегда заняты, совершенно не умеют расслабиться. Уговорите такого приятеля пойти с компанией на пикник – он изведёт себя и спутников уверениями, что отдых – занятие бессмысленное.

Недовольство собой и другими

Пожалуй, самый большой вред – это постоянная неудовлетворённость своими результатами. Всегда кажется, что можно было сделать лучше, прыгнуть выше. Это мучает, лишает удовольствия от ощущения своей значимости. Отражается это и на близких: вот ребёнок уже недоволен своими родителями, их работой, внешним видом и достижениями. Нередко это переходит в стыд за родных.

Что делать?

  1. Если вы заметили, как ваш школьник гонится за пятёрками и убивается из-за полученной четвёрки, постарайтесь как можно чаще показывать ему, что любите его: обнимайте, целуйте, невзначай потрепите по макушке, коснитесь ласково руки. Будьте заботливы: позовите пить чай с любимыми конфетами, расспросите о делах.
  2. Отвлекайте своего исследователя от излишнего корпения над уроками: предлагайте прогуляться, сходить в кино, в парк, в магазин за хлебом, в конце концов.
  3. Выбирайтесь два-три раза в месяц куда-нибудь всей семьёй: устраивайте походы, вылазки на природу, привлеките сына или дочь к спорту (например, семейные лыжные прогулки или бег по утрам).
  4. Заведите традицию играть вечерами в настольные игры, выбирать и смотреть вместе фильмы.
  5. Учите детей ценить простые радости: солнечный день, доброе слово, неожиданно приятную встречу со знакомым, которого давно не видел.

Нет ничего плохого в стремлении учиться хорошо, но наша жизнь – такой вот парадокс – и сложнее, и проще, чем отметки в дневнике.

Источник

Поддержите нас! Нажмите:


Самое читаемое:

Загрузка...

400 просмотров